.
Зачастую сложно найти необходимый оттенок лакокрасочного материала среди представленных в продаже готовых цветных составов. Чтобы получить состав определенного оттенка, можно смешать две или более цветных краски или добавить пигмент в белую. Первым способом традиционно пользуются художники, в то время как маляры предпочитают смешивать белую или прозрачную базу с пигментом. Сегодня получить нужный оттенок лакокрасочного покрытия можно как с помощью колеровки вручную, так и воспользовавшись компьютерными технологиями, о которых рассказывает Кирилл Волков, продавец-консультант отдела «Лакокрасочные изделия» гипермаркета «Леруа Мерлен Кемерово».
Основная сложность ручной колеровки заключается в том, что при смешивании сложно получить состав определенного цвета, да и повторная колеровка в случае докраса будет неосуществима: два раза один и тот же цвет вручную не сделать.
Для получения нужного оттенка необходимо знать точный вес компонентов, входящих в микс. Узнать массу основы (базового состава) несложно — чаще всего производитель указывает вес продукта на этикетке. Узнать вес пигментной пасты гораздо сложнее. Можно либо рассчитать его по специализированной форме, либо воспользоваться накопленным опытом и результатами прежних расчетов. Кроме того, необходимы очень точные весы, чтобы отмерить нужное количество колеровочной пасты.
Этот метод предполагает значительные трудо- и времязатраты, при этом даже опытному мастеру сложно добиться стабильной точности в дозировке пигмента и базы, если необходимо провести колеровку нескольких емкостей.
Еще сложнее добиться точного попадания в цвет в том случае, когда требуется обновить только часть поверхности. Для подбора оттенка в этом случае лучше всего воспользоваться спектрофотометром — прибором, анализирующим цвет.
Однако даже полученные точные данные о цвете не избавляют мастера от необходимости проводить колеровку вручную со всеми вытекающими сложностями.
Производителям отделочных материалов лучше, чем кому бы то ни было, известно о сложностях ручной колеровки. Поэтому они стремятся облегчить работу малярам, дизайнерам интерьеров и владельцам недвижимости, работающим над новым дизайном своих интерьеров.
Одно из направлений работы лидеров рынка лакокрасочной продукции — создание собственных коллекций оттенков для компьютерной колеровки. Бренды публикуют свои наработки в виде печатных и электронных каталогов. В них содержится вся гамма цветов, доступных для колеровки продукции. Наиболее крупные производители предлагают клиентам несколько таких каталогов, в которых оттенки объединены по какому-то одному признаку. Например, в каталог могут входить только яркие и насыщенные цвета или, наоборот, спокойные, классические и гармонирующие с природой тона. В каждую гамму может входить более двух, а иногда и трех тысяч оттенков.
Наличие этих каталогов облегчает для клиента задачу выбора оттенка для покраски стен и других элементов своего дома. При этом цветопередача печатного каталога максимально близко показывает все нюансы цвета. А вот цветопередача через экран монитора или смартфона зачастую отличается от реального цвета, так что будьте внимательны. Получают нужный оттенок из каталога при помощи компьютерной колеровки. Она снимает с профессионалов и любителей все заботы по смешиванию пигмента и базы. С помощью этой техники можно осуществлять машинную колеровку с высокоточным дозированием материалов под контролем компьютерного управления.
Компьютерной колеровке поддаются различные по применению составы: для стен и потолков, для пола, фасадные краски разных составов. Добавлять колорант можно в водно-дисперсионные, силикатные, эмали и глазури, акрилатные фасадные краски и штукатурки, декоративные краски-антисептики для древесины, некоторые виды лаков.
Однако некоторые виды лакокрасочной продукции поддаются колеровке только при помощи ручных универсальных колорантов. Есть также большой сегмент красок и лаков, не предназначенных для колеровки производителями. Эти материалы продаются в формате готового продукта, заколерованного в условиях производства в соответствии с текущей гаммой бренда.
Колеровочная машина поддерживает работу с разными объемами составов — от минимального объема 0,25 литра до 5-, 10- и 17-литровых ведер.
Для колеровки чаще всего используют базу «А» — базовый состав белого цвета. Это готовый продукт, который можно использовать и без колеровки, чтобы окрасить поверхность в белый цвет.
Кроме базы «А», есть еще база «С», которая отличается практически полным отсутствием белого пигмента в составе и не может быть использована как самостоятельный продукт. При нанесении на стену база «С» напоминает прозрачную пленку. Базу «С» колеруют в тех случаях, когда необходимо получить особенно насыщенный или темный оттенок выбранного цвета. При колеровке прозрачной базы цветной пигмент не смешивается с белым и не теряет яркости. Есть также третий вид базы — «В». Это нечто среднее между базами «А» и «С», однако этот вид не всегда можно найти в продаже, так как он наименее востребован на рынке.
Компьютерные технологии создали возможности для колеровки с более высокой точностью, недостижимой при ручном смешивании. Процесс происходит в современной колеровочной машине.
Колеровочная машина входит в состав оборудования отдела лакокрасочных покрытий крупных сетевых гипермаркетов, предлагающих товары для ремонта, строительства и обустройства. Для колеровки в отделе оборудована отдельная зона обслуживания, где можно воспользоваться услугой компьютерной колеровки лакокрасочных материалов, приобретенных в магазине. Эта услуга также доступна при оформлении заказа на сайте сети.
Колеровка состава проводится на основе кода оттенка, который клиент выбрал с помощью образцов. Информацию о коде и другие параметры вводит оператор машины. С помощью кода можно колеровать неограниченное количество базы.
Благодаря компьютерному управлению и электронным измерительным приборам, машина с высокой точностью определяет массу колеруемой базы и дозирует необходимый объем колеровочной пасты. Затем ингредиенты поступают в миксер, построенный с учетом основных характеристик материалов. Происходит смешивание, соответствующее современным стандартам качества.
Управление смешиванием производится на основе цветовых кодов, и полученный оттенок совпадает с образцом.
Тщательное смешивание позволяет достичь равномерного распределения колоранта во всем объеме базы. Это значит, что лакокрасочное покрытие, нанесенное на поверхность, будет одинаковым по оттенку на всей площади. Стабильность распределения колоранта и равномерная консистенция позволяют сократить расход материала и время, затраченное на окрашивание поверхности.
Операторы машин рекомендуют использовать для колеровки базу того производителя, на которого настроена машина. Допустимо колеровать и базу других брендов, но только если это предусмотрено настройками машины. Об этом клиентов предупреждают специалисты, работающие в зоне колеровки и знающие особенности базы разных производителей на основе опыта. Производители разрабатывают пигменты с учетом химического состава собственной базы и не ориентируются на универсальность и совместимость с продукцией конкурентов. Поэтому стоит отметить, что наиболее точной передачи можно добиться, используя базу и колорант одного производителя.
При колеровке стоит учесть, что реальный расход материала на квадратный метр может отличаться от заявленного производителем на этикетке. Чаще всего перерасход возникает в результате индивидуального умения и техники окраски, которая есть у каждого маляра. Не зная особенностей работы конкретного специалиста, стоит заколеровать состав с запасом примерно 10%.
Лучше приобретать базу из одной партии и колеровать весь приобретенный объем материалов сразу. База из одной партии, заколерованная в одно и то же время, при одних и тех же настройках машины, даст наиболее однородный оттенок на всех окрашенных стенах. Вероятность несовпадения оттенка на разных участках при таком подходе минимальна.