.
Если листок белой бумаги разорвать на части, одну часть положить на свету, другую — в тени, третью — в глубокой тени и на все три посмотреть одновременно, то можно будет заметить, что белая бумажка, находясь в тени, по сравнению с освещенной кажется сероватой, а находясь в глубокой тени, — серой. Если же проделать такой опыт не с белой, а с цветной бумажкой (красной, зеленой, синей), то окажется, что красная, зеленая, синяя бумажки и в тени останутся красной, зеленой, синей
Объясняется это тем, что белые, серые, а также черные цвета отличаются друг от друга только по светлоте: одни из них светлее, другие темнее. Белые светлее серых, серые светлее темных серых, темные серые светлее черных. Белых, серых и черных цветов много. Мелованная бумага светлее обычной писчей бумаги, писчая бумага белее и светлее мундштучной, черное сукно темнее многих черных материй, а черный бархат темнее черного сукна. Все цвета, отличающиеся друг от друга только по светлоте, т. е. все чисто белые, серые и черные цвета, называют ахроматическими (в переводе значит «бесцветными»). Цвет с каким-либо малейшим цветным оттенком уже не будет ахроматическим.
Все цвета, кроме чисто белых, серых и черных, называют хроматическими (цветными). Они также отличаются друг от друга по светлоте. Цвет краплака темнее цвета красной киновари, а киноварь темнее лимонного кадмия. Однако цвет киновари отличается от цвета лимонного кадмия не только тем, что он темнее, но еще тем, что он красный, а цвет кадмия желтый. Тот признак цвета, который имеется в виду, когда его называют красным, оранжевым, желтым, зеленым и т. д., называется цветовым топом.
Смешивая какую-нибудь краску (любую, кроме белил и черной) с серой смесью, составленной из белил и черной так, чтобы эта смесь (была той же светлоты, что и взятая краска, можно получить много новых цветов. Все они будут одной светлоты. Чтобы сделать краску светлее, к ней надо подмешать другую, еще более светлую, а чтобы она стала темнее, к ней следует добавить краску или красочную смесь более темную; когда же примешивается серая смесь равной светлоты, то ни посветления, ни потемнения цвета произойти не может. Не изменится и цветовой тон исходного цвета, так как примешиваемая смесь чисто серая, не имеющая никакого цветного оттенка, примесь которого могла бы повлечь изменение тона. Чем же в таком случае будут отличаться друг от друга цвета полученных смесей?
Допустим, что исходной краской была красная киноварь. Цвет чистой киновари совсем не похож на серый, цвет же ее смесей будет сероватым и тем в большей степени, чем больше примешано серого. Степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического называется насыщенностью. Следовательно, от примеси серого к киновари (или к иной краске) изменяется насыщенность ее цвета. Хроматические цвета отличаются друг от друга по светлоте, цветовому тону и насыщенности.
Приведенное определение насыщенности можно неправильно понять, будто всякий ненасыщенный цвет должен быть сероватым. Цвет лимонного кадмия отнюдь не сероват, но он менее насыщен, чем, скажем, цвет краплака. Насыщенность — это степень выраженности цветового тона, степень цветности. В цвете краплака, а еще больше в цвете ультрамарина цветовой тон выражен значительней, определенней, чем в цвете лимонного кадмия.
Они совершенно точно определяют цвет. Малейшее изменение хотя бы одной из этих характеристик влечет за собой отклонение в цвете.
Дизайнеры обычно не пользуются терминологией, принятой в науке о цвете. Термин «светлота» они часто заменяют термином «светосила». То, что подразумевается под цветовым тоном, художники называют просто цветом (тогда ахроматические цвета, не обладающие цветовым тоном, нельзя относить к цветам).