- Архитектура
- - (зодчество) — искусство строить здания и их комплексы, неразрывно сочетая решение практических и идейно-художественных задач.
Как область строительной деятельности архитектура отражает уровень развития науки и техники, который определяет ее возможности; как искусство архитектура в художественных образах выражает определенное идейное содержание.
Архитектурные сооружения имеют как функциональные, технические качества — удобство (польза), прочность, экономичность, так и эстетические — красоту.
Возникнув на самых ранних этапах развития общества, архитектура, как и вce общественные явления, всегда зависела от способа общественного производства и развития производительных сил.
Обслуживая одновременно материальные и идейно-художественные потребности общества, архитектура всегда выражала интересы этого общества или отдельных его слоев. В классово-антагонистических обществах архитектура в первую очередь служила интересам господствующих классов и являлась одним из орудий, с помощью которых достигалось их материальное и духовное господство.
В социалистическом обществе задачей архитектуры стало всестороннее удовлетворение возрастающих материальных и духовных потребностей общества в целом.
- Архитектура
- - комплексная техническая дисциплина, трактующая о методах проектирования и постройки различных сооружений
(например сельскохозяйственная архитектура, производственных зданий, жилых зданий )
Некоторые неправильно считают, что архитектура охватывает лишь декоративно-художественные проблемы, между тем как в истинном смысле этого слова являет собой синтез художественных и инженерных наук.
Архитектура в жизни человека является социальным фактором громадного значения:
- 1) как искусство сооружать здания различного назначения тем самым содействует творческой деятельности человека;
- 2) путем подбора соответствующих назначению здания строительных материалов, их обработки и применения в постройке преодолевает механические трудности, вступает в борьбу с природными условиями и тем самым подымает уровень знаний человека;
- 3) учитывая эмоциональное впечатление, производимое формой здания, пользуется этим для воздействия на идеологию масс.
Произведения архитектуры могут рассматриваться как исторические документы, характеризующие очень разнообразные стороны деятельности человека. В то же время подобное изучение истории может оказать содействие творцам современной архитектуры в поисках новых технических приемов и выработке форм для сооружения зданий, удовлетворяющих требованиям строительства.
Возникновение архитектуры можно считать с того момента, когда первобытный человек не довольствуясь естественным убежищем от климатических неудобств и нападения зверей, начал улучшать его своей работой, а затем возводить его как самостоятельное сооружение. К этим первым произведениям архитектуры — жилищам — прибавились затем сооружения для охраны мертвого тела — погребальные, для целей культа, для общественных нужд.
По мере развития общественных форм и роста культуры потребности человека диференцировались, увеличивалось и количество различного типа сооружений. Каждая новая стадия развития общества предъявляла к архитектуре новые требования, все более сложные, и тем вызывала появление новых произведений. Вместе с этим видоизменялись и способы осуществления сооружений архитектуры.
После употребления естественных, почти необработанных материалов (стволов деревьев и камня) архитектура начинает применять материалы, обработанные в определенные формы, создает искусственные материалы (кирпич) и вводит новые материалы или комбинации прежних (железо, стекло, бетоны).
Изменяются и методы применения материалов. Наиболее трудная для, осуществления проблема покрытия пространства решается первоначально лишь с помощью целых кусков материала (балки, столбы из дерева и камня). При этом преодолевается лишь сила тяжести — вертикальная. Но затем на смену балочной (архитравной) конструкции выступают арочно-сводчатые, более сложные, из мелких материалов (например кирпич, бут, тесаный камень).
При этом преодолеваются уже комбинации вертикальных (тяжесть) и горизонтальных (распор) сил. Эти два принципа покрытия существуют и до настоящего времени, причем преобладание того или иного связывается с назначением здания и выбором материала для его сооружения.
Формы архитектуры, первоначально неопределенные, целиком зависевшие от материала и его использования, понемногу организуются, вырабатываются определенные ритмы, здание получает выразительность. Отдельные части произведений архитектуры четко разграничиваются и подчиняются одна другой по своему значению.
К основным частям добавляются детали и украшения, подчеркивающие их значение и характеризующие их работу в решении общей функциональной иди конструктивной задачи сооружения. Организованные таким способом произведения создают определенный архитектурный образ и производят эмоциональное впечатление, которое также входит в задание сооружения.
В этом отношении, лишенная изобразительности, может сравниваться с музыкой, т. к. воздействует на массы ритмом своих членений и гармонией их пропорций. Последняя часто может быть выражена с помощью математических формул. Кроме того одним из средств воздействия является использование произведений скульптуры и живописи. Подчиняясь общей задаче сооружения, они в общем синтезе с архитектурой усиливают эмоциональность архитектурных форм.
Это достигается или путем выделения отдельных архитектурных деталей здания рельефом и окраской декорации цветом или размещением скульптурных и живописных изображений. Последние благодаря ассоциации вскрывают и разъясняют идею сооружения (например мозаика и фрески общественных зданий, скульптуры и витражи готических соборов, декоративное убранство римских терм, световое и цветовое оформление московского метро и т. п.).
Для содействия созданию произведений архитектуры уже в глубокой древности были выработаны теоретические правила, которые указывали как приемы организации оформления сооружения, так и способы их осуществления.
Таким образом архитектура долго была одной из первых научных и основных технических дисциплин, откуда и термин «архитектура», т. е. главное или основное умение. По мере развития знаний от архитектуры отделялись специальные дисциплины, в общей совокупности создавшие обширную теорию. В более узком значении теория архитектуры рассматривает решение лишь формальных задач и у некоторых авторов совпадает с теорией архитектурных форм и даже с историей архитектурных стилей.
- Архитектурная композиция
- - определенная объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь отдельных помещений, частей, элементов зданий или нескольких зданий (ансамбль), обусловленные идейным замыслом и назначением здания.
Архитектоника здания — одно из художественных средств архитектурной композиции здания, единство конструктивной и художественно-образной формы здания.